Естественно-научная кафедра

18 views 15:16 0 Комментарии 12.02.2024

Естественно-научная кафедра
«Перспектива»
(география, биология, экология, химия)
Руководитель кафедры  М.А. Суручкина
 
 
«Природа начинает, искусство руководит, опыт совершенствует»
 
Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить:  удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Проектный метод в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. И особую роль в реализации этого подхода играют предметы естественного цикла (география, биология, химия, экология).
Кафедра естественнонаучных дисциплин включает в себя учащихся разных возрастных групп (5-11 классы). Работа над проектом начинается с постановки проблемы (задачи). Предлагая учащимся выбрать ту или иную тему будущей проектной работы, важно не ограничивать их рамками учебного материала. Как правило, школьники быстро находят вопрос, ответ на который они хотели бы получить. Иногда для этого требуется показать основные направления исследований в данной области, существующие проблемы и перспективы. 
На этапе планирования происходит выбор источников информации; определение способов сбора и анализа информации; выбор способа представления результатов (формы отчета); установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами творческой группы.
 И, конечно, самый интересный этап – исследование. Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Только самостоятельно добывая в эксперименте знания, можно получить уверенность в его истинности и справедливости. И пятиклассник, и девятиклассник входят в кабинет химии со словами: «Давайте что-нибудь взорвём», впрочем, даже просто нагревать воду в пробирке они готовы с упоением. Экспериментальная часть к исследовательской работе организуется с использованием инновационного оборудования AFS™, включающее датчики Vernier, с помощью которых возможно производить измерение и регистрацию различных параметров, а также программное обеспечение (ПО), позволяющее визуализировать все полученные данные. Возможности оборудования позволяют организовать исследовательскую деятельность школьников при определении показателей качества окружающей среды (анализ воды, почвы), при формировании навыков здорового образа жизни, при выявлении общебиологических закономерностей. Цифровые лаборатории помогают работать с информацией на качественно новом уровне, позволяют измерить, увидеть, записать особенности процессов, протекающих в природе и попробовать понять окружающий нас мир. Комплексный подход к решению задачи учащимся помогает увидеть природу, как единое целое, не ограниченное рамками школьных предметов. 
На следующем этапе проектирования происходит анализ собранной информации (теоретической и экспериментальной), оформление результатов проекта и формулировка выводов. Много времени уделяется подготовке к защите проекта. Конечная оценка работы осуществляется учащимися и учителем по окончании защиты. Проводим обсуждение, выясняем, что удалось, что не получилось, причем обсуждается также и организация работы над проектом в группе.
Результатом успешной работы нашей кафедры является:

участие лицеистов в ежегодном форуме «Географическая картина мира»: Мороз Светлана, Житникова А. «Демографическая ситуация в семье как зеркало демографической ситуации в стране»; Бусаева Алина «Актуальность создания города федерального назначения в азиатской части России»;

участие в ежегодной городской научно-практической конференции научного общества учащихся «Ритм»: Воронкова Дарья, Бороздкина Кристина, Слотин Максим «Реклама: достоверность с позиции химии»; Заворотная Ульяна, Хритонова Анна «Роль слюны в защите от кариеса»;

участие в Международной научно-практической конференции учащихся и студентов Воронкова Дарья, Бороздкина Кристина, Слотин Максим «Определение антропогенных загрязнений окружающей среды на территории города Дзержинский» (публикация в сборнике трудов пятой Международной научно-практической конференции учащихся и студентов, 1 часть, г. Протвино, 2012 год); «Оценка экологического состояния водных объектов города Дзержинский» (публикация в сборнике трудов третьей Международной научно-практической конференции учащихся и студентов, 1 часть, г.Серпухов, 2011 год)

Быть руководителем исследовательской деятельности обучающихся очень сложно, так как необходимо систематически заниматься самообразованием, одновременно пытаться быть научным руководителем у своих талантливых школьников, быть всегда в поиске, уметь направлять и радоваться успехам своих одарённых детей.
Очень хочется пожелать всем участникам научного общества учащихся успешной и плодотворной работы, новых открытий и побед!
Руководитель кафедры – М.А. Суручкина

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *