06.04. 2016 года заместитель директора по НМР Ольга Ивановна Лосева приняла участие во «Всероссийской научно-практической конференции для работников образования «Цифровое детство: социализация и безопасность», которая проходила в Российской академии образования.
Современные дети уже давно живут в Интернете, намного опережая по частоте и использования цифровых технологий своих родителей. Они проводят в Сети в среднем по три-четыре часа в сутки ежедневно. Очевидно, что такое интенсивное использование Интернета не может пройти бесследно для физического и психического развития подрастающего поколения. Что происходит с современными детьми в Сети? Какие риски и опасности подстерегают их в виртуальном мире? Как меняется облик детства в условиях информационного общества? Что должны знать взрослые – родители и учителя – об особенностях развития и социализации ребёнка в Интернете? Обсуждение этих и многих других насущных для современного образования тем состоится в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность». Её организаторы: Российская академия образования, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд Развития Интернет. Организация осуществляется при поддержке ПАО «МТС».
Главная цель конференции – обсуждение теоретических и прикладных вопросов, связанных с проблемой социализации детей в информационном обществе, информационной безопасности несовершеннолетних пользователей, информатизации образования, а также выявление и распространение передового опыта использования ИКТ в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений.
В рамках конференции планируется проведение секций по следующим вопросам:
Детство в эпоху цифровых технологий
Безопасность детей и подростков в Интернете: подходы, исследования, программы
Цифровая грамотность, медиаобразование и цифровая культура: школьники, родители и учителя
Цифровая образовательная среда: традиции и инновации
Сопровождение психологической безопасности детей и подростков в образовательном пространстве.
«Диалог – это и есть любовь» /советы родителям/
Современные родители имеют смутные представления о том, чем их дети занимаются в Интернете, какие риски и угрозы подстерегают их в Сети. Главным источником информации в этой области как для взрослых, так и для детей становятся публикации в СМИ, которые довольно часто содержат недостоверную информацию и сеют панику среди родителей. Поэтому многие взрослые чувствуют себя беспомощными перед угрозами Интернета, и не знают, как защитить от них своих детей. Да, и подрастающее поколение не слишком рассчитывает на помощь родителей и учителей. Столкнувшись с проблемой, они скорее обратятся к сверстникам – друзьям и одноклассникам, чем ко взрослым. Родителям проще установить программу родительского контроля, чем поговорить с ребёнком обо всех опасностях и рисках, которые могут подстерегать его в Сети. Однако, как показывает практика, ни одна программа не даёт 100% защиты, только доверительные отношения с ребёнком являются гарантией безопасности в Сети. Именно поэтому родителей нужно учить разговаривать со своими детьми об Интернете, ни в коем случае не стоит их ругать, запугивать или запрещать пользоваться компьютером. Важно успокоить ребёнка, помочь ему разобраться в том, что именно он сделал не так, провести вместе с ним небольшое «детективное расследование». Пусть он сам обнаружит свои ошибки, чтобы в будущем избежать аналогичных ситуаций. Такой подход позволит родителям не только повысить цифровую компетентность своих детей, но и поможет сформировать доверительные отношения, которые сами по себе являются самой надёжной защитой от любых онлайн-рисков.
Проблема зависимости детей стала настолько актуальной, что данное мероприятие стало носить Всероссийский уровень. В МБОУ «Лицей №6 «Парус» проходят классные часы, беседы с родителями о «Правилах цифровой медиакультуры современных детей». Вызовы времени все же остаются. Сегодня разум взрослых, подрастающего поколения находится в социальных сетях. Киберунижение, буллинг, троллинг, хейзинг…Вот с чем встречаются наши дети в просторах сетей. Именно социальные сети определяют социальную ситуацию развития нашей страны. А это уже задача стратегической важности для всего государства. Задумайтесь… Во всех городах России при проведении опроса было выявлено, что лидером получения информации для ребенка является Интернет, а уже потом учитель и уроки. Меняются нравственные категории со временем: «Дети подземелья»- «Дети войны»- «Дети Интернета».
Пути решение проблемы
Новые образовательные стандарты сегодня предлагают различные технологии обучения детей. Развитие, например, критического мышления у ребенка в решении данной проблемы;
ориентация на подлинные достижения науки;
создание психолого – педагогической экспертизы игровой продукции. Важно, какой мы несем КОНТЕНТ!;
учебники должны быть островом доверия;
создание специального курса в школе по безопасности в Интернете не только на уроках информатики, а на каждом уроке;
пристальное внимание родителей к формированию цифровой компетентности
( статистика: только 2% родителей подключили Сервис контроля ребенка в Интернете).
При обогащении информации происходит обнищание души. В этой ситуации нам всем необходимо быть рядом с детьми, надо быть в цифровом детстве и помочь ребенку жить в нем без последствий для психологического и интеллектуального развития.
Заместитель директора по НМР Ольга Ивановна Лосева