Кафедра лингвистических наук
Кафедра лингвистических наук
«Языковед»
(русский язык, литература, иностранные языки, журналистика)
Руководитель кафедры С.Ю. Бирюкова
«То, что мы знаем, ограничено,
а то, чего мы не знаем, — бесконечно».
П. Лаплас
Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям – интересно учить, а администрации – интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело.
Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся познавательного поискового интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.
Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся.
Школьное научное общество – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Научное общество школьников создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Учителя кафедры филологии планируют работу по формированию языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетентности у учащихся. Кафедра будет являться органом управления исследовательской и творческой работы учащихся. У школьников появится возможность успешно участвовать в различных очных и заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в ходе уроков при изучении новой темы. Участие в школьном научном обществе – это возможность проявить себя, раскрыть и развить свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к научной работе. В основе работы учителей будет лежать коммуникативно-деятельностный подход. Учителя, работающие на кафедре, продемонстрируют владение активными методами обучения: методом проектов, проблемного обучения, кейс-стади, дидактическими играми, методом дискуссий
Цели и задачи кафедры филологии:
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
- Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной филологии.
- Выявление наиболее одарённых учащихся в области филологии, развитие их творческого потенциала; активное включение обучающихся школы в процесс самообразования, саморазвития.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в филологической области.
- Формирование у учащихся представления о системном характере языка, его иерархическом строении.
- Обогащение и расширение знаний учащихся об отдельных аспектах языковой системы.
- Повышение культуры речи.
- Умение правильно пользоваться языком речи.
Основные направления работы кафедры филологии:
- Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами.
- Обучение работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
- Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Главная задача кафедры – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в школьное научное общество.
Руководитель кафедры филологии,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
С.Ю. Бирюкова