Кафедра социально-экономических наук
Кафедра — студия социально- экономических, исторических дисциплин
«Пространство…»
(история, обществознание, психология, экономика)
Руководитель кафедры О.И. Лосева
Все просто. Пространство урока становится пространством жизни.
Постановка проблемы
Образовательное пространство – потому и пространство, что есть, помимо обычной – школьной – плоскости, в нём некая третья мера. В чём она состоит? Может быть, в исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, находится в стадии становления – том этапе, когда для определения сущности данного направления образования представляется особенно значимой деятельность экспериментальная, пробная, способствующая поиску, как формы, так и содержания этого образовательного инструмента. Сфера социально – экономического, исторического образования представляется в данном контексте особенно интересной и, в то же самое время, проблемной. Дело в том, что дисциплины, образующие эту сферу, включают в себя не только элементы познавательного, но и эстетического, а также творческого характера. В связи с этим, исследование в данной области, на мой взгляд, должно обязательно дополняться творческой инновацией. Вы согласны со мной, ребята?
Состав участников
Кафедра — студия социально- экономических дисциплин включает в себя учащихся разной возрастной группы (5- 11 классы). Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта.
К сведению «новичкам» кафедры
Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.
Проект – это совокупность «шести П»:
проблема – проектирование – поиск информации — продукт – презентация – портфолио.
Пространство деятельности для учащихся и родителей
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Типология проектов кафедры достаточна широка. В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью можно выделить:
- исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска),
- ролевые, игровые (распределение ролей);
- творческие (спектакль, альбом и т.д.);
- ознакомительно-ориентированные или информационные (статья, реферат и т.д.);
- практико – ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно – содержательной областью:
- монопредметные (в рамках одного предмета);
- межпредметные (в рамках нескольких предметов).
По количеству участников различают индивидуальные, парные, групповые.
Специфика: исследование +творчество
В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Но никакая работа, ребята, не принесет успеха, если Вы не внесете в нее свое прочтение, исследование, открытие.
Структура проектов
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- проведение сбора данных;
- анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).
Гордость кафедры
/победители и призеры олимпиад по истории, обществознанию, праву/
Коган София — «Ювенальная юстиция», «Мотивация несовершеннолетних к нарушению закона. Деятельность государства в борьбе с подростковой преступностью» (победитель муниципального и лауреат VI I Московского областного конкурса творческих работ учащихся «Права человека глазами ребенка»).
Бороздкина Кристина, Путинцева Валентина – «Цензура 21 века /действующий закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»/(ежегодные участники и призеры конкурса «Права человека глазами ребенка»).
Воронкова Дарья - Федеральный закон «О рекламе» — гарантия защиты прав детей»
Мороз Светлана – «Как открыть свой бизнес?»
Команда « Знатоков истории Великой Отечественной войны» «Красная капелла» на ежегодном городском Фестивале (10-11 классы)
Команда победителей городского исторического конкурса «Во славу Отечества и родного края» Моисеев Арсений, Слотин Максим, Бусаева Алина, Суховерхова Анна, Коган София, Лучин Даниил
В этом году число участников кафедры значительно возросло. Ребята выбрали разнообразные по направлению и форме проектные работы. Желаю нашим юным и старшим исследователям творческого вдохновения, интересной и увлекательной работы.