magnify
Home В лицее Кафедра социально-экономических наук

Кафедра социально-экономических наук

Кафедра — студия  социально- экономических, исторических дисциплин

«Пространство…»

(история, обществознание, психология, экономика)  

Руководитель кафедры О.И. Лосева

 

 

                            Все просто.  Пространство урока  становится пространством жизни.

Постановка проблемы

Образовательное пространство – потому и пространство, что есть, помимо обычной – школьной – плоскости, в нём некая третья мера. В чём она состоит? Может быть, в исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, находится в стадии становления – том этапе, когда для определения сущности данного направления образования представляется особенно значимой деятельность экспериментальная, пробная, способствующая поиску, как формы, так и содержания этого образовательного инструмента. Сфера социально – экономического, исторического  образования представляется в данном контексте особенно интересной и, в то же самое время, проблемной. Дело в том, что дисциплины, образующие эту сферу, включают в себя не только элементы познавательного, но и эстетического, а также творческого характера. В связи с этим, исследование в данной области, на мой взгляд, должно обязательно дополняться творческой инновацией. Вы согласны со мной, ребята?

 

Состав участников 

Кафедра — студия социально- экономических  дисциплин  включает в себя учащихся разной возрастной группы (5- 11 классы). Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта.

 

 К сведению «новичкам»  кафедры

Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания  по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.

Проект – это совокупность «шести П»:

 проблема – проектирование – поиск информации  — продукт – презентация – портфолио.

 

Пространство деятельности для учащихся и родителей

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Типология проектов кафедры  достаточна широка. В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью можно выделить:

  • исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска),
  • ролевые, игровые (распределение ролей);
  • творческие (спектакль, альбом и т.д.);
  • ознакомительно-ориентированные или информационные (статья, реферат и т.д.);
  • практико – ориентированные или прикладные.

  В соответствии с предметно – содержательной областью:

  • монопредметные (в рамках одного предмета);
  • межпредметные (в рамках нескольких предметов).

   По количеству участников различают индивидуальные, парные, групповые.

 

Специфика: исследование +творчество

В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Но никакая работа, ребята, не принесет успеха, если Вы не внесете в нее свое прочтение, исследование, открытие.

 

Структура  проектов

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • проведение сбора данных;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).

 

Гордость кафедры

/победители и призеры олимпиад по истории, обществознанию, праву/

Коган София — «Ювенальная юстиция», «Мотивация несовершеннолетних к нарушению закона. Деятельность государства в борьбе с подростковой преступностью» (победитель  муниципального и лауреат VI I Московского областного конкурса творческих работ учащихся   «Права человека глазами ребенка»).

Бороздкина Кристина, Путинцева Валентина – «Цензура 21 века /действующий  закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»/(ежегодные участники и призеры конкурса «Права человека глазами ребенка»).

Воронкова Дарья - Федеральный закон «О рекламе» — гарантия защиты прав детей»

Мороз Светлана – «Как открыть свой бизнес?»

Команда « Знатоков  истории Великой Отечественной войны» «Красная капелла» на ежегодном  городском Фестивале (10-11 классы)

Команда победителей городского  исторического конкурса  «Во славу Отечества и родного края» Моисеев Арсений, Слотин Максим, Бусаева Алина, Суховерхова Анна, Коган София, Лучин Даниил

В этом году число участников  кафедры значительно возросло. Ребята выбрали разнообразные по направлению и форме проектные  работы. Желаю нашим юным и старшим исследователям творческого вдохновения, интересной и увлекательной работы.